|
Лекция №5
Здравствуйте дети! Наконец мы с вами снова
встретились! Сегодняшняя наша тема Древнерусская Астрология! Тема не сложная
но расслабляться тоже не стоит! И так начнем! Перья в зубы и пошли.
За последнее десятилетие вновь поднялась волна интереса историков к
астрологии в России. Эта
тема будила любопытство ученых в конце 19
века, но чаще рассматривалась как некая особая разновидность фольклора
суеверий. Бессмысленно было бы здесь говорить о "вере" или "неверии" в
астрологию, так же как о вере или неверии в любой другой метод познавания
человеком действительности и влияния на нее. Одни методы нам нравятся,
других мы не принимаем. Все зависит от места, конкретного человека и
времени. Противники и сторонники астрологии находились, пожалуй, в любой,
доступный нам для изучения, период.
Иногда памятники полемической литературы, касающиеся и астрологии,
занимают заметное место в истории культуры и идеологии. В России это,
например, послания Максима Грека или старца Псковского Елеазарова монастыря
Филофея, сочинения Аввакума Петрова (как раз противников астрологических
методов). "...достигоша с сатаною разумом своим небесных твердей, и звездное
течение поразумеваше, и оттоле пошествие и движение смотрях небеснаго круга,
гадающе к людской жизни века сего... мнящеся все знати... и взимахуся
блядины дети выше облак..." (Памятники истории старообрядчества. 17 в. кн.1
в.1 - Л. 1927 - С 289).
Распространение астрологии в России связывают в основном с греческим
рукописями из Византии (с 14 века), затем - с влиянием южных славян и с
Западной Европой, откуда сочинения протекали на Русь через Польшу. Иногда
особый всплеск популярности звездочетных премудростей связывали с отдельными
ересями, например, с так называемыми "жидовствующими". Напомним, что в то
время астрология практически не отделялась от астрономии. И вообще плавно
вписывалась в структуру мира. Несомненна очевидность для человека того
времени значения небесных явлений, как предвещающих знаков. Когда
какому-нибудь царству предстоят перемены, то Бог возжигает "комиду на
воздусе". И отмечая влияние планет, люди считали, что понять сущность и
причины этого влияния невозможно, "ибо это дело дивное, коему вину неудобно
приискать".
Иногда находят различия в идее движения светил, характерные для Западной
школы и Восточной (византийской). Восточная школа видела в движении светил
непрерывное и непосредственное вмешательство личного Божественного начала.
Напротив же, западная традиция старалась истолковать движение светил
вращением самодвижущихся сфер и отодвигала Божественное начало в глубины
Вселенной.
А в 17 веке, особенно в царствование Алексея Михайловича, астрология в
России переживала своего рода расцвет. В придворных кругах она вполне могла
считаться равноправной наукой наравне с другими “свободными художествами”:
грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, геометрией и музыкой. Хотя
ею могли заниматься люди не только образованные, но и дерзкие, как в своем
стремлении к знанию, так и в чисто житейском плане. (“Звездозрительная
мудрость” не одобрялась официальной церковью, да и в народе подчас
смешивалась с колдовством).
Публикуемые тексты были найдены в хранящемся в РГАДА (Российском
Государственном Архиве Древних Актов) Рукописном собрании МГАМИД (Ф.181). В
коллекции Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел имеются
различные уникальные сборники религиозного, энциклопедического и смешанного
содержания. В одном из таких сборников, относимых к 17 веку, (д. 220),
тексты из которого уже публиковались современными исследователями (он был
также упоминаем в свое время А.И. Соболевским), и были обнаружены
астрологические тексты метеоастрологического и медицинского характера, а
также и лунники.
Под лунником (или лунарием) обычно подразумевают текст астрологического
содержания, содержащий предсказание по луне. Научное исследование Лунников
началось в прошлом веке и сопровождалось в первую очередь изданием найденных
рукописей. В русской исторической науке лунниками в прошлом же веке
занимался В.Н.Перетц. Его "Материалы к истории апокрифа и легенды" содержат
отдельный том, посвященный "Луннику". К сожалению, его работа несет в себе
характерные недостатки исследователей и публикаторов того времени,
работавших с документами подобного рода. Астрологические тексты, публикуясь,
могли сокращаться, видимо, ввиду соображений "неважности" подробной подачи
этих "бредней". Любопытно, что этот термин становится общеупотребительным у
исследователей "звездозрительной мудрости" второй половины прошлого и начала
этого веков.
В наше время изучение лунников ознаменовалось публикацией Щавелевой о
луннике в "Молитвеннике Гертруды". Там же автор дает сведения о современной
историографии данного вида астрологических текстов, изучение которых, как
оказалось, весьма процветает на ниве мировой исторической мысли. В
европейской науке, как нам стало известно из только что упомянутой статьи,
принято делить тексты, содержащие предсказания по Луне на собственно
"Лунники" или специальные "Зодиакальные Лунники". В первом случае можно
видеть постоянные предписания по лунному дню, во втором же прогнозы
относятся к положению Луны в разных знаках зодиака. Я бы к классификации,
упомянутой исследовательницей, добавила бы "Аспектный" лунник, который и
собираемся публиковать. Впрочем, думается, можно делить подобные тексты и по
тематике: естественно-астрологические (скажем предсказания по цвету луны),
метеоастрологические (предсказания погоды), медицинские,
индивидуально-астрологические (предсказания по рождению),
сельскохозяйственные лунники.
Интересно объяснить популярность именно лунников. В астрологии Луна -
одна из важнейших факторов, наряду с Солнцем. Ей "подчинены" разные эмоции и
повседневные дела. Будучи же быстрой в своем движении, она способна довольно
стремительно поменять свое место в знаке зодиака и аспекты с планетами,
таким образом меняя ситуацию. Самостоятельное значение имеет и лунный месяц,
его фазы и дни. Большую общеупотребительность - и это естественно - имели
довольно простые лунники по дням лунного месяца.
Древнерусские метеоастрологические тексты практически совсем неизвестны.
Даже маститые астрологи (Вронский С. Астрология - это наука!//Астрология:
век XX - М.: 1991 - С. 10) связывают возникновение метеоастрологии с
Лейбницем (1646-1716). И совершенно напрасно!
Говоря о разновидностях астрологических текстов 17 века (в отличие от
18-го), следует оговорить, что, скажем, метеоастрологическими мы их можем
считать лишь по преимуществу, так как они часто содержат различные
предсказания и рекомендации относящиеся и к человеку, и к царям, и к скоту.
Это обычно для целостного, соборного мировосприятия, где все между собой
связано, так характерного для допетровской России.
Метеоастрология могла быть тесно связана с медицинской астрологией. Так
распространено было учение о четырех темпераментах. По нему природа
человеческая связывается с четырьмя стихиями: кровью, флегмой, красной и
черной желчью, соответствующими четырем стихиям первичных субстанций : огню,
земле, воде и воздуху. Преобладание той или иной стихии создает темперамент.
Избыточное влияние какой-нибудь стихии ведет к неравновесию начал и,
соответственно, к болезням.
Метеоастрологические тексты следует отличать от погодно-гадательных
сочинений типа "Громника" или "Молнияника". Первые, в отличие от вторых,
ориентируются на соотношение планет в знаках, а не только на происходящее в
определенном месяце природное явление (когда учитывается лишь положение
Солнца).
Предлагаемые тексты, как уже было упомянуто, содержатся в рукописном
сборнике 17 века, писаного полууставом. Астрологические тексты писаны там
двумя разными почерками, соответственно в разное время. Публикуемые лунники
(как и тексты метеоастрологичекие) принадлежат одному почерку. В первом
тексте, аспектном луннике, заголовок, а также каждая первая буква абзаца,
после символического обозначения аспекта писана красным цветом. На полях
первого текста у каждого аспекта имеется что-то вроде порядкового номера.
Возможно для удобства: семь планет и пять аспектов дают 30 комбинаций. Во
втором тексте, зодиакальном луннике, красным цветом выписаны астрологические
символы, обозначающие положение луны в знаке и первые буквы каждого абзаца.
Некоторые слова и символы вписаны на полях, и это оговаривается в сносках.
Думается, что эти тексты - также перевод ("винограды строй"), но таких явных
полонизмов - ведлуг, Меркуриуш, згода, зимный и т.д.- как, скажем, в
метеоастрологических текстах того же переписчика, здесь не обнаружилось,
посему утверждать, с какого языка был сделан перевод, я не берусь.
Хм сколько времени? Кошмар! Что ж давайте мы с вами быстренько запишем
домашнее задание и пойдем кушать! Записываем! Эй вы на
последней парте! Проснулись!
1)Назовите два самых важных фактора в астрологии
2)С какими стихиями связана человеческая природа( два варианта!)
3)Характеристика луны
И не забудьте сдать домашнюю работу вместе
с совой!

|